Как сыр в Турове

Как сыр в Турове

Труд на земле лёгким назвать трудно, и тем не менее есть в Беларуси предприятия, где по крайней мере со стороны кажется, что присутствие человека там нужно минимальное. Главное – следовать технологии, придерживаться бизнес-плана и, конечно, жить своим делом.

Ещё один штрих к портрету белорусского сельхозбизнеса добавит корреспондент Игорь Тур.
Моцарелла, рикотта, проволетта, скаморца и маскарпоне. Названия итальянского сыра уверенно входят в белорусский лексикон. Получить известный на весь мир вкус, впрочем, можно не только в регионе Рампалья. Ведь моцареллу уже делают и в белорусском Полесье.

Молочный комбинат в Турове появился всего три года назад. В городе с глубокой историей решили заниматься глубокой переработкой молока. И закипела работа на стройплощадке.

Чтобы приготовить моцареллу, молоко фильтруют, охлаждают, нормализуют и пастеризуют. Сырьё свёртывают сычужным ферментом, нагревают, отделяют сыворотку (которую потом используют для приготовления рикотты) и перемешивают до тех пор, пока не образуется эластичная масса. Её замешивают, как тесто, и отрезают куски нужной формы, которые помещают в холодный раствор поваренной соли.

И, наконец, финишная прямая подготовки продукта к продаже. Готовая и охлаждённая моцарелла попадает на аппарат, который сортирует головки сыра для того, чтобы в упаковку попало одинаковое количество кусочков. После чего уже упакованный товар доставят на склад, отгрузят дистрибьютору, отправят в магазин, и затем моцарелла попадает на стол конечному потребителю.

Сегодня Туровский комбинат – стабильное успешное предприятие, а бренд «Bonfesto» известен далеко за пределами Беларуси. Формула успеха кроется в чётком бизнес-плане, в котором, как и в любом другом успешном производственном стартапе, соблюдаются семь базовых правил развития своего дела.

Правило первое – идея должна быть, как говорится, «в яблочко». Делать на Полесье итальянский сыр оказалось решением правильным. Популярность моцареллы, рикотты и других сортов растёт, конкурентов нет, а в Беларуси хватает молока и квалифицированных специалистов.

Вадим Колядич, начальник производства Туровского молочного комбината: «Основной состав специалистов начал свою работу ещё в момент строительства завода. Все эти специалисты прошли и огонь, и воду, и медные трубы. У людей появилась надежда в будущее этого региона, потому что меняется здесь всё на глазах».

Идею, кстати, приписывают главе Банка развития Сергею Румасу. Отсюда правило второе – заручиться поддержкой государства. На Туровщине совпали интересы бизнеса и власти, судьбу проекта даже обсуждали на высшем уровне.

«Больше молока» – об этом говорил Президент, и это было главной проблемой завода. Правило третье для нового производства – обеспечить себя сырьём. Сельхозпоставки три года назад были распределены между другими комбинатами. На первом этапе партнёров в Туров привлекали высокой закупочной ценой, но что важнее – вложили 7 миллионов евро в собственные фермы. Появилась сырьевая независимость, а суточные поставки молока выросли впятеро. Проверяют всё: от запаха и цвета до микробиологических показателей.

Наталья Берникович, начальник производственной лаборатории Туровского молочного комбината: «После всех испытаний молоко делится на сорта – экстра, высший, первый, и из этого молока мы производим сыр».

Но перерабатывать 250 тонн молока в сутки может только современное оборудование, которое стоит недешево. Правило четвёртое – грамотно привлечь инвестиции. В составе акционеров Туровского комбината – сплав бизнесменов, банкиров и лизингодателей: это обеспечивает стабильное финансирование на каждом этапе.

Вернуть вложения и получить прибыль, и правило пятое – внедрить передовые технологии. Консультирует полесских сыроделов Роберто Пьяцца. За его плечами – стартапы в Африке, Азии и Европе. Мастер признаётся: белорусская моцарелла уже не хуже итальянской. Осталось только научить правильно её подавать.

Роберто Пьяцца, технический консультант Туровского молочного комбината: «Очень просто – не надо придумывать какие-то сложные блюда. Чисто моцарелла, томат, немножко базилика – и всё, самое натуральное».

Консультирует Роберто и в кадровом контроле. Шестое правило успешного бизнеса – нанять грамотных работников. Высокая зарплата: средняя по комбинату – 900 рублей. Для приезжих – жильё плюс дотации на питание и стажировки за границей. Так формируется лояльность к нанимателю.

Но нужно завоевать и лояльность потребителя. Правило седьмое – вывести бренд на рынок по чёткой стратегии. Для моцареллы важна броская упаковка с точечным расчётом на целевую группу. Поэтому Туровский комбинат на обёртке и рекламе не экономит.

Наталья Черник, начальник службы развития и маркетинга Туровского молочного комбината: «Мы предлагаем продукт, который оформлен, как итальянский сыр. Это достаточно интересно выглядит внешне, привлекает внимание. И мы не можем сказать, что у нас есть проблемы с реализацией нашего продукта в этой упаковке на территории Азербайджана, Грузии или Кыргызстана».

Соблюдение всех семи базовых правил развития бизнеса позволяет комбинату стабильно прибавлять. Ключевые показатели восьми месяцев текущего года в сравнении с 2015 годом: 204 тонны переработки молока в сутки – плюс 38 %, на столько же вырос объём отгруженной продукции – почти 6 тысяч тонн, выручка – плюс 52% до 42 миллионов рублей. Туров уже занимает 5 % всего внутреннего рынка сыров со своим элитным продуктом.

Но основа – экспорт: за границу продают четыре из пяти упаковок. В основном на Восток. Доля рикотты и маскарпоне из Турова на рынке России уже около 50 %. Здесь помогло эмбарго Москвы на поставки продуктов из Евросоюза.

Ольга Луцко, директор Туровского молочного комбината: «Буквально за август мы приросли в два раза. Сегодня экспорт составляет 82 %; если брать этот показатель два года назад, он составлял только 40 %. Сегодня основная задача для предприятия – это расширение второй производственной очереди, она составит порядка 500 тонн молока в сутки. Это будет группа итальянских мягких сливочных сыров».

На комбинате уже приступают к реализации второй производственной очереди. Чистая годовая выручка вырастет до 100 миллионов долларов, причём вложить нужно всего 12.

Игорь Чернявский, председатель наблюдательного совета Туровского молочного комбината: «Мы сегодня имеем поддержку со стороны банков, мы имеем договорённости, и мы сейчас идём таким путём. Если на каком-то из этапов будет предложение, которое будет учитывать все интересы, и наши, и не будет идти вразрез с государственными интересами, мы будем его рассматривать».

Пример Туровского комбината показателен. В Беларуси частный инвестор и государство вместе могут создавать успешные производства за короткий срок. И если новому бизнесу будет нужен положительный пример, его можно найти здесь, на Полесье.

Телеканал ОНТ