Моцарелла из Турова

Моцарелла из Турова

Ориентация на вкусы и кошелек потребителя – основа экономической политики предприятия, рассказала «ЭГ» начальник службы развития и маркетинга Наталья Черник.

— Наталья Юрьевна, на отечественном рынке туровские сыры появились относительно недавно и привлекли внимание потребителей, прежде всего, итальянскими названиями. Кажется, их до сих пор иногда путают с импортными. Вас это не смущает?

— Туровский комбинат еще очень молодое предприятие – нынешней весной ему исполнилось 3 года со дня запуска. Приятно, что за столь короткий срок наша продукция стала узнаваемой на белорусском рынке. Если в 2013 г. продавалось в среднем чуть более 10 т мягких сыров в месяц, то сегодня – свыше 110 т. В дальнейшем объем продаж будет расти. Ведь в странах с развитой сыродельной промышленностью такие сыры в их общем потреблении занимают до трети рынка. Действительно, моцарелла, маскарпоне, рикотта — итальянские названия. Бизнес-проект Туровского комбината ориентирован на производство сыров этой группы, родиной которых является Италия. Они пришлись по вкусу и в других странах, в т.ч. в Беларуси. Чтобы соблюсти технологию их производства, было приобретено и установлено итальянское оборудование, привлечены итальянские специалисты, которые и сегодня продолжают обучать наш персонал.

— Но сырье-то местное?

— Разумеется. Наша сырьевая зона – группа сельскохозяйственных предприятий в Гомельской, Брестской и Минской областях. Требования по качеству сырья высокие. Для изготовления нашей продукции необходимо молоко «экстра», доля которого в общем объеме переработки составляет 85,6 %, тогда как в 2015 г. — только 56,5 %, что было сдерживающим фактором развития. Наше предприятие стремится обеспечить максимально глубокую переработку молока. При этом в I полугодии т.г. мы добились выхода готовой продукции из сырья 11,7 %.

— Насколько загружены ваши производственные мощности?

— Технические возможности оборудования позволяют перерабатывать 250 т молока в сутки. В прошлом году объемы переработки сырья и производства готовой продукции существенно повысились, что позволило выйти за пределы точки безубыточности. По итогам 2015 г. коэффициент использования производственных мощностей составил 71,4 % по готовой продукции, а за I полугодие т.г. – 85,4 % и 79 % по молоку. В начале года мы перерабатывали в сутки около 187 т молока, в последние месяцы – до 220 т, а в среднем за I полугодие – 197 т.
В 2015 г. объем производства сыров вырос на 67 % по сравнению с предыдущим годом – до 750 т. Но в мае т.г. мы произвели уже 795 т.

— Вряд ли столько может потребить внутренний рынок. Вероятно, большая часть продукции идет на экспорт?

— Да, 80–83 % продукции экспортируется. Наш основной рынок – Россия. Мы ориентируемся не на отдельный регион, а на максимально широкое покрытие рынка в целом. Для решения этой задачи заключили договоры с крупными дистрибьюторскими копаниями с многолетним опытом работы на российском сырном рынке и широкой сетью торговых партнеров по всей стране. Поэтому туровские сыры сегодня можно приобрести не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и во многих городах от Калининграда до Владивостока.

— Как отражается на вашем предприятии ситуация на российском рынке?

— В целом для белорусских сыроделов нынешняя ситуация не самая благоприятная. Из-за проблем с девальвацией российского рубля уровень доходов населения снизился. Это отразилось и на объемах потребления сыров, и на предпочтениях. Многие отказались от дорогостоящих продуктов питания, в т.ч. от твердых и полутвердых сыров. В то же время в сегменте мягких сыров в России, как и у нас, наметился рост объемов потребления. Благодаря этой тенденции наш экспорт в 2015 г. вырос вдвое, а в текущем году продолжает увеличиваться – на 41 % по итогам I полугодия т.г. по сравнению с январем–июнем 2015 г. Вкусовые характеристики и полезные свойства свежих сыров привлекают все новых потребителей. Помимо розничных продаж значительный объем направляется в канал HORECA для ресторанов и кафе.
Полагаю, что экспорт в Россию будут увеличиваться и в дальнейшем. При этом дополнительные объемы мы планируем обеспечить за счет расширения ассортимента по наиболее востребованным товарным группам. Кроме того, эксперты прогнозируют, что при самом пессимистичном сценарии российский рынок мягких сыров в ближайшие годы будет расти не менее 1 % в год.

— Ощущается ли действие российского эмбарго на западную продукцию, введенного в 2014 г.?

— Да, российские контрсанкции существенно уменьшили поток импортных сыров в РФ. Надо признать, что это упростило вывод на рынок нашей продукции. Тем не менее конкуренция на российском рынке остается высокой. Ведь многие транснациональные корпорации сохранили здесь свое присутствие путем создания в регионах РФ локализованных производств. Кроме того, выпуск сыров по итальянским технологиям сегодня все более активно осваивают и российские компании. Заметно выросли поставки в Россию продукции из стран, на которые не распространяется эмбарго, например, из Сербии и Аргентины.

— Не опасаетесь, что в случае отмены санкций на российский рынок опять хлынут сыры из Италии, Франции, Дании, других европейских стран и потеснят вашу продукцию? Может, стоит обратить внимание на диверсификацию экспорта, о которой сегодня говорится в ряде правительственных программ?

— Диверсификация экспорта, безусловно, важна и нужна, поскольку позволяет минимизировать риски и обеспечить условия для устойчивого развития предприятия. Так что поставленные правительством задачи в этом направлении абсолютно закономерны и очень своевременны. Режим контрсанкций не вечен. Это надо понимать всем и готовится к работе в других условиях. Готовимся и мы. Но пока поставки в Россию для Туровского молочного комбината остаются наиболее выгодными.
Помимо этого осуществляем экспортные поставки в Казахстан, Кыргызстан. В мае т.г. первые партии наших сыров были отгружены на рынок Азербайджана. Мы активно работаем по расширению географии и объемов экспортных отгрузок. В качестве наиболее приоритетных направлений работы определены рынки стран ЕАЭС, СНГ, а также ряда государств, на рынках которых складывается относительно благоприятная конъюнктура.
Среди важнейших критериев выбора рынка мы руководствуемся уровнем реальных доходов потребителей, развития форматов розничной торговли, ситуацией на валютном рынке, наличием оптовых компаний с достойной деловой репутацией, логистикой и рядом других. На перспективы продаж существенно влияют культура питания, степень известности сыров итальянской группы и способов их потребления.
В Украине, например, из-за низкой покупательной способности в настоящий момент потребители предпочитают в основном местные дешевые сыры. Однако по мере повышения реальных доходов населения потенциал рынка будет нарастать.
В странах Евросоюза, наоборот, высокие доходы позволяют населению покупать дорогие сыры известных компаний. Европейцы консервативны в своих предпочтениях в сфере питания и, как правило, настороженно относятся к новым продуктам малоизвестных марок. Поэтому организацией экспорта в европейские страны, например, в Польшу, Литву, Латвию, мы пока не занимаемся. Выход на эти рынки сопряжен с немалыми затратами, сложной процедурой сертификации, конкуренцией с глобальными брендами, имеющими значительную рекламную поддержку. В настоящий момент это экономически нецелесообразно. Однако со временем может стать актуальным.
Более перспективным для нашей продукции, в т.ч. свежих сыров, выглядит азиатский регион. Поэтому мы планируем активное маркетинговое исследование рынков сыров Ирана, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов.

Продукт.BY