Молочная отрасль-2015: кто не работает – тот не ест

Молочная отрасль-2015: кто не работает – тот не ест

Волатильность рынка, проблема финансирования и доступность кредитов, падение потребительского спроса и мировых цен на молокопродукты, продление российского эмбарго, рост фальсификата и усиление роли государственной политики в молочной отрасли. Такие тенденции озвучили участники и эксперты молочного рынка, опрошенные The DairyNews.

Наталья Черник, начальник службы развития и маркетинга ОАО «Туровский молочный комбинат»:

Год для нас был очень продуктивным, хоть и сложным, как для всех экспортеров. Поставленные цели были достигнуты. Во-первых, мы вышли на положительные финансово-экономические показатели. Преодолели порог точки безубыточности.
Удалось сформировать необходимую сырьевую зону и существенно повысить объемы переработки сырья и выпуска готовой продукции. Со 140 т молока/сутки в январе выросли до 210 т в октябре.

За 9 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года объемы производства продукции в натуральном выражении выросли на 94 %. Ежемесячно сейчас производим 700–750 т готовой продукции.

Во-вторых, активно занимались созданием новых товаров и серьезно расширили ассортимент. За год мы вывели на рынок 12 новинок, причем вышли в новую десертную категорию с продуктами Ricottine со вкусами и Ricotta с фруктовыми джемами.
Предложили интересные новинки в группе сливочных сыров, в том числе кремчиз со вкусами. Коэффициент обновления ассортимента составил 31 %.

В-третьих, одновременно с серьезным ростом объемов выпуска продукции мы работали над построением эффективной системы продаж.

Попытки сотрудничества с новыми партнерами еще раз убедили нас в том, что за 2 года с момента старта нами уже накоплен большой опыт и сформированы серьезные компетенции в своей товарной категории и в своем ценовом сегменте, и соответственно нужно самостоятельно искать резервы роста и реализовывать новые стратегии в связке с дистрибьюторами. Поскольку около 80 % выпускаемой продукции идет на экспорт, и основным рынком является Россия, сложности в части реализации мы ощутили уже в январе.

Режим наибольшего благоприятствования для продуктов белорусского производства, действовавший благодаря санкциям в предшествующем периоде с августа по декабрь 2014 г., закончился, и рынок перешел в новое качество. На рынке появилось огромное количество локальных игроков, большинство из них сделали ставку на политику низких цен, но что самое сложное еще и низкого качества. На рынке появилось много фальсификата. По оценкам Союзмолоко, около 10 % произведенной в 2015 г. молочной продукции в России является фальсификатом, что говорит о двукратном росте по сравнению с 2014 г. В целом за 11 месяцев 2015 г. производство сыров в России выросло примерно на 20 %, при этом сырные продукты, производимые с заменой молочных жиров на растительные жиры составляют 22 % производимой продукции. Растет доля сырных продуктов и в структуре импорта.

В сегменте Horeca, на который мы ориентируемся в РФ, эти предложения очень востребованы. Посещаемость заведений общественного питания снизилась и сети активно ищут пути сокращения затрат, вводят недорогие блюда в меню и ищут поставщиков с минимальными ценами. В сегменте Home свои сложности – российский потребитель твердо убежден, что белорусские продукты питания должны стоить дешево, независимо от уровня качества и натуральности. Потребитель не располагает критериями объективной оценки уровня качества, не задумывается из чего складывается себестоимость продукции, он ориентируется на рыночные цены и свои возможности. А кризис эти возможности существенно ограничил.

Одновременно с этим крупные западные компании и бренды находят решения по локализации производства, и в результате конкурентная среда на рынке ужесточается.

Не смотря на все эти обстоятельства в 2015 году мы удвоили объемы экспортных поставок за счет улучшения покрытия рынка и представленности ассортимента в торговых точках, а также расширили географию экспорта за счет рынков Казахстана и Кыргызстана.

Важнейший фактор экономики экспортных поставок – валютный курс. Колебания курса российского рубля влияли крайне негативно, но в то же время нам удалось обеспечить положительную рентабельность продаж.

Прибыль от реализации продукции за 11 месяцев составила более 17 миллиардов рублей, рентабельность продаж – 4 %.

2016 год обещает быть не менее сложным.

На рынках Беларуси и России ожидается дальнейшее снижение покупательской способности, это создает серьезные риски для брендов, реализующих стратегии в средне-ценовом сегменте. В сегменте Horeca также будут усугубляться проявления кризиса.
Будут иметь место развитие кооперации и концентрация производства, создание производственных мощностей с участием глобальных брендов и международных компаний.

Объемы производства в России продолжат расти, импортозамещение станет основным вектором развития молочной отрасли, особенно в категории наиболее прибыльных товаров, к которым относятся сыры и, в первую очередь, твердые.

Регуляторы рынка будут активно использовать различные меры для повышения конкурентоспособности продукции отечественного производства.

Будут приняты эффективные меры по борьбе с фальсификатом и регулированию сегмента рынка продукции, содержащей растительные жиры, и особенно пальмовое масло. Как производитель высококачественных натуральных сыров мы очень рассчитываем на активную позицию регуляторов в этом вопросе.

Хотелось бы пожелать в 2016 г. политической и экономической стабильности, эффективного валютного регулирования, завершения фазы депрессии и начала оживления на рынках, роста доходов и повышения качества жизни потребителей.

С точки зрения стратегий производителей – реализации взвешенной политики в области ассортимента и качества выпускаемой продукции, ценового позиционирования, а также осознания социальной ответственности бизнеса за жизнь и здоровье потребителей и их будущих поколений. Покупателям, в свою очередь, хочется пожелать роста потребительской грамотности, формирования культуры потребления натуральных и полезных продуктов даже в условиях ограниченных доходов.

The Dairynews